Какие документы необходимы для отнесения расходов на аренду квартиры, оплату коммунальных услуг, услуг энергоснабжающих организаций и оплату за пользование телефоном в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль?
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 22.06.2009 N 10-П
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 4 ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 250, СТАТЬИ 321.1 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И АБЗАЦА ВТОРОГО ПУНКТА 3 СТАТЬИ 41 БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ РОССИЙСКОГО ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА И МОСКОВСКОГО АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА (ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)"
Отдельные положения Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ, в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования не отвечают требованиям определенности законно установленного порядка исполнения обязанности по уплате налога на прибыль с доходов государственных образовательных учреждений от сдачи в аренду федерального имущества, признаны не соответствующими Конституции РФ
Заявителями оспаривалась конституционность законоположений пункта 4 части второй статьи 250 НК РФ, а также статьи 321.1 НК РФ, во взаимосвязи с положениями абзаца второго пункта 3 статьи 41 БК РФ, в той части, в которой они предполагают включение в налоговую базу по налогу на прибыль организаций доходов государственных образовательных учреждений от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества и возникновение для этих учреждений обязанности по уплате налога на прибыль.
Суд указал, что денежные средства от сдачи имущества в аренду не могут быть отнесены к средствам целевого финансирования, поскольку в соответствии с бюджетным законодательством целевое финансирование и целевые поступления не тождественны дополнительному бюджетному финансированию (к которому отнесены средства от сдачи федерального имущества в аренду), и, следовательно, на основании статьи 250 НК РФ подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Также указано, что в бюджетном регулировании предусматривается зачисление доходов от сдачи в аренду федерального имущества, переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, на счет органов Федерального казначейства, открытый для учета и распределения этими органами доходов в соответствии с утвержденными нормативами между соответствующими бюджетами. С учетом юридических характеристик этого счета, бюджетные учреждения не обладают в отношении находящихся на нем финансовых средств какими-либо распорядительными полномочиями, в том числе по их списанию в целях исполнения обязанности по уплате налогов. В то же время в силу пункта 3 статьи 41 БК РФ арендная плата признается доходом федерального бюджета после уплаты налогов и сборов, что предполагает уплату образовательными учреждениями налога на прибыль организаций с указанного дохода до его учета в составе доходов федерального бюджета.
Таким образом, Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что действующее законодательное регулирование налогообложения налогом на прибыль организаций доходов государственных образовательных учреждений от сдачи в аренду федерального имущества, переданного им в оперативное управление, не обеспечивает определенность порядка самостоятельной уплаты ими данного налога и создает препятствие для реализации налоговой обязанности. В связи с этим положения статьи 321.1 НК РФ и абзаца второго пункта 3 статьи 41 БК РФ, в той мере, в какой они в системе правового регулирования не отвечают требованиям определенности законно установленного порядка исполнения обязанности по уплате налога, признаны не соответствующими Конституции РФ.
Конституционный Суд предписал федеральному законодателю в срок до 1 марта 2010 года урегулировать в соответствии с данным Постановлением порядок уплаты налога на прибыль организаций государственными образовательными учреждениями с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества.